Телемедицина в действии

.

Слово «телемедицина» появилось около 20 лет назад, когда стало ясно, жизнь без интернета в прошлом. Возможность с помощью телеконференции посоветоваться с коллегой в другом голоде, другой стране, и совместными усилиями помочь пациенту и даже спасти жизнь – достойна того чтобы развивать это направление. Только энтузиастов телемедицины оказалось немного. Здесь и законодательные ограничения, и консерватизм врачей, неготовых верить новомодным гаджетам и технологиям, и нежелание осваивать новую технику: «…она же немедицинская». Проведем опыт. Прислушайтесь к себе: как Вы отнесетесь к мнению директора по распространению технологий «Яндекса» Григория Бакунова, который считает, что начало эпидемии гриппа в регионе можно определить по количеству запросов в поисковике: «Грипп», «Как лечить грипп» и т.д.?

Поэтому не удивительно, что первые шаги телемедицины направлены на сервис. В нашей больнице практически еженедельно проходят телемедицинские консультации между врачами поликлиник и заведующими отделений больницы, на которых врачи обсуждают необходимость дополнительных исследований, показания к госпитализации конкретного пациента и назначают дату госпитализации. Сеанс телемедицины продолжительностью 2 часа, позволяет обсудить диагнозы 20 пациентов. Теперь им не нужно лично приходить на прием, чтобы получить соответствующее заключение. Пациентам очень удобно. У врачей тоже освобождается время для других пациентов.

И все же телемедицина не стала еще постоянным помощником практического врача, фельдшера и любого другого медработника, когда нужна консультация более опытного коллеги, узкого специалиста. Согласитесь, обидно? С другой стороны, развитие смартфонов, мобильного интернета и появление социальных сетей всё поставили на свои места. Теперь у каждого врача в кармане – телемедицинский центр!

И мы пользуемся возможностями «самодеятельной» телемедицины каждый день! Несколько простых примеров: в стационар госпитализируется пациент с тяжёлой аллергической реакцией. Мы оказываем ему первую помощь, и сразу, разумеется, с разрешения самого пациента фотографируем участки кожи, поражённые сыпью. С помощью Viber эти фотографии через несколько секунд увидит заведующий аллергологическим отделением ближайшей больницы. На принятие решения уходит всего 5 минут, и пациент направляется в профильное аллергологическое отделение. Где будет оказана более специализированная помощь.

Другой пример: срочно нужна консультация фтизиатра (специалиста по лечению туберкулёза). Основа диагностики туберкулёза – изучение рентгеновских снимков и снимков компьютерной томографии. Нет ни чего проще. Мы снимаем видеоролик прямо с экрана компьютера, послойно листая срезы компьютерной томографии фотографируем анализы, заключение УЗИ. Далее на помощь приходит Whatsapp. Через очень короткое время наш штатный консультант-фтизиатр, находящийся на амбулаторном приёме в другой части города изучает все документы и даёт своё заключение: «Нет, это не туберкулёз, вы всё правильно делаете, продолжайте лечение, выполните такие-то анализы». И уже на следующий день фтизиатр оставит официальную запись в истории болезни.

Переслать документ, картинку УЗИ, рентгеновский снимок заведующему отделением, профессору в входной день, отправить копию титульной страницы истории болезни дежурному администратору и так далее и тому подобное… теперь это всё быстро и просто!

Врачи ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого прекрасно понимают, самостоятельное использование месседжеров не имеет ни какой юридической силы и не может быть основой для оправдания неправильных решений. Вся ответственность всегда лежит на том враче, кто находится около пациента!

Мы считаем правильным использование возможностей современных смартфонов в своей работе. Работаем быстро, комфортно, современно. А услуги мобильной связи оплачиваем сами, получается это уже часть нашей работы.

PS: Все представленные иллюстрации взяты из реальной переписки врачей.

facebook icon vk icon ok icon insta icon
  • Департамент здравоохранения Москвы
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
  • Формирование кадрового резерва столичного здравоохранения
  • Навигатор системы московского здравоохранения
  • VII Конгресс московских хирургов
  • Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями
  • www.rosminzdrav.ru Анкета для оценки оказания услуг медицинскими организациями
  • Ознакомиться с результатами НОК на сайте bus.gov.ru
  • Москва столица здоровья
  • Портал персональные данные дети
  • ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МЕДИЦИНСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО»